18. Легитимность
государственной власти
Термин
«Легитимность» исторически возник в начале XIX в. во Франции для характеристики
государственной власти как власти законной (при этом власть Наполеона
рассматривалась как власть самочинно узурпированная и,
значит, нелегитимная). С течением времени объем содержания этого термина
расширился.
Легитимность государственной власти является
существенным её свойством и означает, как законность происхождения и способа
исполнения власти, но и такое её состояние, когда граждане считают, что
решения, выносимые ею отвечают их интересам.
Большой вклад
в теоретическую разработку понятия легитимности внес Макс Вебер.
Согласно
разработанной им и ставшей классической теории Легитимность характеризуют два
фундаментальных признака: признание власти, реализуемой существующими
институтами государства, и обязанность индивидов ей подчиняться. Одновременно с
этим сущностная характеристика легитимности состоит в том, что это именно
представление (убеждение) граждан о государственной власти, присутствующее в их
сознании.
Макс Вебер
выделял три основных типа легитимности:
–
Легитимность, базирующаяся на традиции («традиционная», например монархическая,
власть) Например: Великобритания;
–
легитимность, основанная на харизме (священном даре),
которой обладает лидер, вождь Например:
Будда, Ленин;
–
легитимность, основанная на рациональном (демократическом) устройстве и
процедурах государственной власти. Рациональная легитимность базируется на том,
что народ почтительно относится к власти, и то, что она соблюдает права граждан
и правопорядок в целом.
В
традиционной легитимности власти обычно выделяют власть старейшин,
патриархальную (власть вождя племени), патримониальную (власть монарха) и
другие разновидности .
Харизматическая власть базируется на личной преданности людей
вождю, пророку (Будда, Мухаммед, Цезарь, Наполеон, Ленин, Сталин, Гитлер, де
Голль), убежденных в их необыкновенном даре. Власть харизматического
лидера чаще не подкреплена легальным (установленным законом) правом на
обладание неограниченной властью, что вынуждает его постоянно подтверждать
гражданам свою харизму.
Рациональная
легитимность – это легитимность государственной власти, при организации и
реализации которой строго соблюдаются права человека, общие правовые принципы и
правопорядок в целом. Здесь также выделяются демократическая легитимность
(власть соответствует волеизъявлению управляемых) и технократическая
легитимность (власть сообразуется со способностями управляющих).
Очевидно, что
в чистом виде ни один из указанных типов легитимности не существует. Каждому
государству соответствует то или иное сочетание типов легитимности.
Одновременно
со сказанным современная рациональная легитимность четыре разновидности:1) плюралистические демократии, которые
признаются большинством граждан как легитимные;2) авторитарно-бюрократические
режимы, где основные права и свободы соблюдаются лишь частично;
3)
тоталитарные режимы, не поддерживаемые большинством граждан государства;4)
режимы, относительно которых не существует ни признания, ни неприятия тех, кому
принадлежит власть. Это беднейшие страны Азии и Африки, где бессмысленно даже
ставить вопрос о легитимности власти, поскольку эта проблема отсутствует в
сознании людей.
Наряду с
типологией обычно выделяются основания
(источники) легитимности власти. К ним относятся: 1)идеологические
принципы и убеждения граждан в государственной власти (политическом строе) как
самой справедливой и передовой; 2)привязанность к структурам (механизму) и
нормам государственной власти, которая базируется на доверии к традиционной и
устоявшейся системе власти (традиции парламентаризма в Великобритании, к
примеру); 3)преданность власти благодаря положительной оценки личных качеств
субъектов власти (президента, премьер-министра); в отличие от
харизматической легитимности, здесь в основу кладется рациональный расчет
граждан в их отношении к политическому лидеру (президент США должен обладать
персональной легитимностью, но совсем не обязательно быть харизматическим
вождем); 4) политическое (или государственное) принуждение; оно существует при
любом политическом режиме.