18. Легитимность государственной власти

Термин «Легитимность» исторически возник в начале XIX в. во Франции для характеристики государственной власти как власти законной (при этом власть Наполеона рассматривалась как власть самочинно узурпированная и, значит, нелегитимная). С течением времени объем содержания этого термина расширился.

Легитимность государственной власти является существенным её свойством и означает, как законность происхождения и способа исполнения власти, но и такое её состояние, когда граждане считают, что решения, выносимые ею отвечают их интересам.

Большой вклад в теоретическую разработку понятия легитимности внес Макс Вебер.

Согласно разработанной им и ставшей классической теории Легитимность характеризуют два фундаментальных признака: признание власти, реализуемой существующими институтами государства, и обязанность индивидов ей подчиняться. Одновременно с этим сущностная характеристика легитимности состоит в том, что это именно представление (убеждение) граждан о государственной власти, присутствующее в их сознании.

Макс Вебер выделял три основных типа легитимности:

– Легитимность, базирующаяся на традиции («традиционная», например монархическая, власть)  Например: Великобритания;

– легитимность, основанная на харизме (священном даре), которой обладает лидер, вождь Например: Будда, Ленин;

– легитимность, основанная на рациональном (демократическом) устройстве и процедурах государственной власти. Рациональная легитимность базируется на том, что народ почтительно относится к власти, и то, что она соблюдает права граждан и правопорядок в целом.

В традиционной легитимности власти обычно выделяют власть старейшин, патриархальную (власть вождя племени), патримониальную (власть монарха) и другие разновидности .

Харизматическая власть базируется на личной преданности людей вождю, пророку (Будда, Мухаммед, Цезарь, Наполеон, Ленин, Сталин, Гитлер, де Голль), убежденных в их необыкновенном даре. Власть харизматического лидера чаще не подкреплена легальным (установленным законом) правом на обладание неограниченной властью, что вынуждает его постоянно подтверждать гражданам свою харизму.

Рациональная легитимность – это легитимность государственной власти, при организации и реализации которой строго соблюдаются права человека, общие правовые принципы и правопорядок в целом. Здесь также выделяются демократическая легитимность (власть соответствует волеизъявлению управляемых) и технократическая легитимность (власть сообразуется со способностями управляющих).

Очевидно, что в чистом виде ни один из указанных типов легитимности не существует. Каждому государству соответствует то или иное сочетание типов легитимности.

Одновременно со сказанным современная рациональная легитимность четыре разновидности:1) плюралистические демократии, которые признаются большинством граждан как легитимные;2) авторитарно-бюрократические режимы, где основные права и свободы соблюдаются лишь частично;

3) тоталитарные режимы, не поддерживаемые большинством граждан государства;4) режимы, относительно которых не существует ни признания, ни неприятия тех, кому принадлежит власть. Это беднейшие страны Азии и Африки, где бессмысленно даже ставить вопрос о легитимности власти, поскольку эта проблема отсутствует в сознании людей.

Наряду с типологией обычно выделяются основания (источники) легитимности власти. К ним относятся: 1)идеологические принципы и убеждения граждан в государственной власти (политическом строе) как самой справедливой и передовой; 2)привязанность к структурам (механизму) и нормам государственной власти, которая базируется на доверии к традиционной и устоявшейся системе власти (традиции парламентаризма в Великобритании, к примеру); 3)преданность власти благодаря положительной оценки личных качеств субъектов власти (президента, премьер-министра); в отличие от харизматической легитимности, здесь в основу кладется рациональный расчет граждан в их отношении к политическому лидеру (президент США должен обладать персональной легитимностью, но совсем не обязательно быть харизматическим вождем); 4) политическое (или государственное) принуждение; оно существует при любом политическом режиме.

 

Hosted by uCoz