3. Основные подходы к типологии государства
Типология государств, представляет их как
классификацию по типам, что способствует более глубокому выявлению признаков,
свойств государства. Это позволяет проследить закономерности развития
государств и их эволюцию.
В настоящее время в юридической литературе
наиболее распространенными являются два подхода к типологии государств: формационный и цивилизационный.
Формационный
– основывается на объединении государств в рамках определения
общественно-экономической формации. Главным классификационным признаком служит
способ производства, уровень развития производственных отношений, что
определяется господствующей формой собственности на средства производства.
По этому признаку в зависимости от системы
социально-экономических отношений выделяют пять формаций и соответствующие им
тапы государств:
Ø
первобытнообщинная
формация – безгосударственная форма.
Ø
рабовладельческая
формация – рабовладельческий тип государства.
Ø
феодальная
формация – феодальный тип государства.
Ø
капиталистическая
формация – капиталистический тип государства.
Ø
социалистическая
формация – социалистический тип государства.
Согласно данной марксистской теории каждой
общественной экономической формации присущ свой тип государства и права.
Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в
экономическом базисе, носящий объективный характер.
Замена экономического строя влечет изменения
в государственно-правовой надстройке, сменяя как тип государства, так и тип
права. Кроме того, переход от одной формации к другой осуществляется строго
последовательно.
Ущербность данного подхода состоит в
следующем:
* он разработан в
основном на базе европейских государств;
* он предлагает
заранее предопределить смену одной формации другой, что не всегда
подтверждается социальной практикой.
Например: Монголия.
Цивилизационный - он кроме экономический
факторов при типологии государств учитывает и значительный спектр географических,
религиозных и иных духовно-культурных факторов, таких как развитие
мировоззрения, развитие обычаев и традиций, культуры, географического положения
и прочее.
Эти факторы могут значительно повлиять на
развитие экономических факторов (могут ускорить, либо замедлить их развитие) и
таким образом прерывается поступательно-формационное движение.
Согласно данному подходу все существующие
типы государств разбились в зависимости от существующих цивилизаций.
Например: (локальные цивилизации
существуют в отдельных регионах и у отдельных народов – шумерская, эгейская; либо государства присущие отдельным государствам
– Китайская, Западно-Европейская, исламская и пр.).
Существует и «всемирная цивилизация»,
охватывающая все человечество.
Существуют и иные подходы к типологии
государств, так, например Баден делит все государства на:
- законные,
где подданные повинуются законам правителя, а правитель законам природы;
- сеньоральные,
где правитель силой оружия становится обладателем имущества людей и правит ими
как отец;
- тиранические
государства, где правитель поправляет законы, распоряжается людьми и их
имуществом как своей собственностью.
«Идеальным
государством, Баден считает государство, где монарх боится Бога».
В заключении следует сказать, что эти два
подхода не являются исключающими, а лишь дополняют друг друга.