3.  Основные подходы к типологии государства

Типология государств, представляет их как классификацию по типам, что способствует более глубокому выявлению признаков, свойств государства. Это позволяет проследить закономерности развития государств и их эволюцию.

В настоящее время в юридической литературе наиболее распространенными являются два подхода к типологии государств: формационный и цивилизационный.

Формационный – основывается на объединении государств в рамках определения общественно-экономической формации. Главным классификационным признаком служит способ производства, уровень развития производственных отношений, что определяется господствующей формой собственности на средства производства.

По этому признаку в зависимости от системы социально-экономических отношений выделяют пять формаций и соответствующие им тапы государств:

Ø        первобытнообщинная формация – безгосударственная форма.

Ø        рабовладельческая формация – рабовладельческий тип государства.

Ø        феодальная формация – феодальный тип государства.

Ø        капиталистическая формация – капиталистический тип государства.

Ø        социалистическая формация – социалистический тип государства.

Согласно данной марксистской теории каждой общественной экономической формации присущ свой тип государства и права. Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе, носящий объективный характер.

Замена экономического строя влечет изменения в государственно-правовой надстройке, сменяя как тип государства, так и тип права. Кроме того, переход от одной формации к другой осуществляется строго последовательно.

Ущербность данного подхода состоит в следующем:

* он разработан в основном на базе европейских государств;

* он предлагает заранее предопределить смену одной формации другой, что не всегда подтверждается социальной практикой.

Например: Монголия.

Цивилизационный - он кроме экономический факторов при типологии государств учитывает и значительный спектр географических, религиозных и иных духовно-культурных факторов, таких как развитие мировоззрения, развитие обычаев и традиций, культуры, географического положения и прочее.

Эти факторы могут значительно повлиять на развитие экономических факторов (могут ускорить, либо замедлить их развитие) и таким образом прерывается поступательно-формационное движение.

Согласно данному подходу все существующие типы государств разбились в зависимости от существующих цивилизаций.

 Например: (локальные цивилизации существуют в отдельных регионах и у отдельных народов – шумерская, эгейская; либо государства присущие отдельным государствам – Китайская, Западно-Европейская, исламская и пр.).

Существует и «всемирная цивилизация», охватывающая все человечество.

Существуют и иные подходы к типологии государств, так, например Баден делит все государства на:

- законные, где подданные повинуются законам правителя, а правитель законам природы;

- сеньоральные, где правитель силой оружия становится обладателем имущества людей и правит ими как отец;

- тиранические государства, где правитель поправляет законы, распоряжается людьми и их имуществом как своей собственностью.

«Идеальным государством, Баден считает государство, где монарх боится Бога».

В заключении следует сказать, что эти два подхода не являются исключающими, а лишь дополняют друг друга.

Hosted by uCoz