6.   Основные концепции правопонимания

Общая теория права выделяет три вида правопонимания: нормативное, социологическое и нравственное.

Согласно нормативной точке зрения, право представляет собой систему юридических норм, изданных государством и взятых под его защиту. Сторонники этого подхода в большинстве случаев отождествляют право и закон. Нормативное правопонимание основано на представлении, что право — это нормы, изложенные в законах и подзаконных актах. При таком подходе различие между правом как системой норм и законом как формой права проводится формально, а не по существу.

Представители социологического направления под правом понимают правоотношения или право в действии. Юристы-социологи обращаются к процессу реализации норм права и выдвигают лозунг «право в действии — живое право». Современные сторонники социологического подхода утверждают, что «право выступает в первую очередь как определенный порядок в обществе». Законы, по их мнению, представляют собой только часть права. Действующее право существует не в виде законов, а как система общественных отношений. По мнению юристов-социологов, правовые отношения собствен­ности, властеотношения и семейные отношения исторически предшествуют правовым нормам. Последние лишь закрепляют правоотношения, сложившиеся в действующую систему права.

С позиций нормативной теории социологический подход к праву означает отказ от авторитета закона и предоставление судье правотворческих функций. Положительной стороной социологического направления является стремление исследовать право во взаимодействии с другими элементами социальной структуры и выявить реальные механизмы действия права.

Нравственный (философский) подход к пониманию права основы­вается на теории естественного права, которая имеет свои корни в политико-правовых учениях XVII-XVIII вв. С позиций естественного права последнее толкуется как идеоло­гическое явление (идеи, представления, принципы, идеалы, мировоз­зрение), отражающее идеи справедливости, свободы человека и фор­мального равенства людей.

Нравственный подход признает важнейшим началом права, пра­вовой материи его духовное, идейное, нравственное начало, т.е. пред­ставления людей о праве. Правовые нормы могут правильно или ложно отражать эти идеи. Если нормы законодательства соответству­ют естественной природе человека, не противоречат естественным неотъемлемым его правам, то тогда они составляют право. Иначе гово­ря, наряду с законодательством, т.е. правом, закрепленным в законе, существует высшее, подлинное право как идеальное начало, отражающее справедливость, свободу и равенство в обществе. Поэтому право и закон могут не совпадать. Сторонники теории естественного права исходят из того, что люди равны по своей природе, наделены от природы определенными пра­вами и свободами. Содержание этих прав не может устанавливаться государством, оно лишь должно их закреплять и обеспечивать, а также охранять и защищать.

Нравственный (философский) подход к пониманию права имеет достоинства и недостатки. Главное его достоинство — признание в качестве права свойственной данному обществу меры свободы и ра­венства, как выразителя общих (абстрактных) принципов и идей нравственности, фундаментальных прав человека, справедливости, гуманизма, других ценностей. На эту идею должен ориентироваться законодатель, который при принятии новых норм права должен исхо­дить из естественных прав человека.

Другое достоинство этого подхода заключается в том, что он раз­личает право и закон. Не любой закон является правовым.

В качестве недостатков нравственного (философского) подхода к пониманию права следует признать: 1)   расплывчатое представление о праве2)  неодинаковое понимание участниками общественных отноше­ний таких ценностей, как справедливость, свобода, равенство;3)  негативное воздействие на отношение к закону, законности, возникновение правового нигилизма;4)  возможность субъективной и даже произвольной оценки граж­данами, должностными лицами, государственными, общественными органами законов и других нормативных правовых актов. Оценивая ту или иную норму как противоречащую естественным правам человека, гражданин или другой субъект может отказаться на этом основании от ее соблюдения.

Hosted by uCoz