6. Основные
концепции правопонимания
Общая теория права выделяет три
вида правопонимания: нормативное, социологическое и
нравственное.
Согласно нормативной точке зрения, право представляет собой систему
юридических норм, изданных государством и взятых под его защиту. Сторонники
этого подхода в большинстве случаев отождествляют право и закон. Нормативное правопонимание основано на представлении, что право — это
нормы, изложенные в законах и подзаконных актах. При таком подходе различие
между правом как системой норм и законом как формой права проводится формально,
а не по существу.
Представители социологического направления под правом
понимают правоотношения или право в действии. Юристы-социологи обращаются к
процессу реализации норм права и выдвигают лозунг «право в действии — живое
право». Современные сторонники
социологического подхода утверждают, что «право выступает в первую очередь как
определенный порядок в обществе». Законы, по их мнению, представляют собой
только часть права. Действующее право существует не в виде законов, а как
система общественных отношений. По мнению юристов-социологов, правовые
отношения собственности, властеотношения и семейные
отношения исторически предшествуют правовым нормам. Последние лишь закрепляют
правоотношения, сложившиеся в действующую систему права.
С позиций нормативной теории
социологический подход к праву означает отказ от авторитета закона и
предоставление судье правотворческих функций. Положительной стороной
социологического направления является стремление исследовать право во
взаимодействии с другими элементами социальной структуры и выявить реальные
механизмы действия права.
Нравственный (философский) подход к пониманию права основывается на теории
естественного права, которая имеет свои корни в политико-правовых учениях XVII-XVIII вв. С позиций естественного права последнее толкуется как
идеологическое явление (идеи, представления, принципы, идеалы, мировоззрение),
отражающее идеи справедливости, свободы человека и формального равенства
людей.
Нравственный подход признает
важнейшим началом права, правовой материи его духовное, идейное,
нравственное начало, т.е. представления людей о праве. Правовые нормы
могут правильно или ложно отражать эти идеи. Если нормы законодательства
соответствуют естественной природе человека, не противоречат естественным
неотъемлемым его правам, то тогда они составляют право. Иначе говоря, наряду с
законодательством, т.е. правом, закрепленным в законе, существует высшее,
подлинное право как идеальное начало, отражающее справедливость, свободу и
равенство в обществе. Поэтому право и закон могут не совпадать. Сторонники теории естественного права исходят из того, что
люди равны по своей природе, наделены от природы определенными правами и
свободами. Содержание этих прав не может устанавливаться государством, оно лишь
должно их закреплять и обеспечивать, а также охранять и защищать.
Нравственный (философский)
подход к пониманию права имеет достоинства и недостатки. Главное его
достоинство — признание в качестве права свойственной данному обществу меры
свободы и равенства, как выразителя общих (абстрактных) принципов и идей
нравственности, фундаментальных прав человека, справедливости, гуманизма,
других ценностей. На эту идею должен ориентироваться законодатель, который при
принятии новых норм права должен исходить из естественных прав человека.
Другое достоинство этого подхода
заключается в том, что он различает право и закон. Не любой закон является
правовым.
В качестве недостатков нравственного
(философского) подхода к пониманию права следует признать: 1) расплывчатое
представление о праве2) неодинаковое понимание участниками
общественных отношений таких ценностей, как справедливость, свобода,
равенство;3) негативное воздействие на
отношение к закону, законности, возникновение правового нигилизма;4) возможность субъективной и даже произвольной
оценки гражданами, должностными лицами, государственными, общественными
органами законов и других нормативных правовых актов. Оценивая ту или иную
норму как противоречащую естественным правам человека, гражданин или другой
субъект может отказаться на этом основании от ее соблюдения.