50. Пробелы в позитивном праве, их виды и способы
устранения
Пробел в праве - это отсутствие правовой нормы, которая могла бы
урегулировать фактически возникшие общественные отношения, которые относятся к
сфере правового регулирования.
Пробел может быть действительным
и мнимым. Действительный пробел имеет место, если данное отношение
действительно должно быть урегулировано правом, т.е. когда оно входит в сферу
правового регулирования. Мнимый пробел имеет место, если данное отношение в
силу его специфики вообще не может быть урегулировано правом, т.е. когда оно
не входит в сферу правового регулирования (например, более целесообразным
регулировать его нормами морали, корпоративными нормами или оно вообще не может
быть никак урегулировано).
Различаются первоначальная
и последующая «пробельность» в праве. Первоначальная
имеет место, если закон изначально не охватывал всех жизненных ситуаций,
подлежащих регулированию (она, как правило, связана с ошибками законодательной
техники, чаще всего с казуистичностью, когда частный
случай возводится в общее правило). Последующая пробельность
имеет место, если изначально закон соответствовал общественным
потребностям, а затем возникли новые общественные отношения,
необходимость урегулирования которых законодатель предусмотреть не мог.
Основным способом устранения
пробелов является правотворчество. Способы временного
устранения пробелов в праве (пока не принят нужный закон):
1) аналогия закона (применение правовой нормы,
предусмотренной для регулирования сходных общественных отношений);
2) аналогия права (применение общих принципов
права). К такого рода принципам относятся
принципы справедливости, разумности, гуманизма, равенства субъектов перед
законом и др. Вопрос об аналогии права
является дискуссионным (хотя этот институт и закреплен в законе, напр, в ГПК). Дело в том, что
принципы права имеют нормативную природу, в связи с
чем нередко понимаются как наиболее общие и основополагающие нормы права. Они
закрепляются в Конституции, которая имеет прямое действие, и в иных законах. Поэтому, если общественное
отношение урегулировано закрепленными в законе принципами права, пробел в
праве отсутствует. В своем решении правоприменитель должен
непосредственно сослаться на Конституцию или статьи закона, закрепляющие
принципы права (и никакой аналогии при этом не будет).
Применение аналогии недопустимо в
уголовном праве и а некоторых иных случаях, напр, в административном праве в части дел об
административных правонарушениях.
Аналогия закона и аналогия права
— исключительные средства. Аналогия права используется только в том случае,
если не удастся обнаружить сходную норму права. В решении по делу мотивируются
причины применения аналогии. Это позволит проверить правильность решения дела.
Таким образом, применение аналогии не является произвольным решением дела.
Решение дела по аналогии не
устраняет пробела в праве, а лишь его восполняет. Применение аналогии
обязательно для данного дела, но другой суд может применить по схожему делу
иную аналогию.
Восполнять
пробелы в праве полномочны судебные
органы всех видов. Но главную роль играют акты высших судебных инстанций —
Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Конституционного Суда Российской
Федерации. Они формулируют в своих постановлениях правила поведения общего
характера, которые обращены ко всем судебным учреждениям и к неопределенному
кругу лиц — потенциальным участникам судебного процесса. Разъяснения высших
судебных инстанций рассчитаны на неоднократное применение и обязательны для
всех судебных органов. Но поскольку высшие судебные инстанции наделены
Конституцией Российской Федерации правом законодательной инициативы, они
должны использовать его для устранения пробелов в действующем законодательстве.