47. Акты применения
права их структура и требование предъявляемые к ним
По результатам правоприменения выносится акт применения права -
официальный акт-документ компетентного органа, содержащий индивидуальное
государственно-властное веление по применению права.
Акты применения права
представляют собой официальные документы, которые издаются на основе норм права
и определяют персональные права и обязанности конкрентных
лиц. Все акты применения норм права издаются:
в установленной форме; имеют точное наименование; дату издания;
наименование органа, издавшего его;
подпись должностного лица.
Правоприменительный акт состоит из четырех
частей: вводной, где указываются приведенные выше реквизиты
и по какому делу принято решение; описательной, где
излагаются факты, ставшие предметом рассмотрения правоприменительного органа; мотивировочной,
содержащей оценку доказательств и юридически значимых фактов, юридическую
квалификацию дела и ссылки на соответствующие процессуальные нормы; резолютивной,
в которой формулируется конкретное решение, в том числе избирается в
пределах закона мера юридической ответственности.
Однако в зависимости от характера
регулирующего действия выделяют два действия правоприменительного акта: -
исполнительный; - правоохранительный.
Устанавливают меру ответственности.
К правоприменительным актам
применяется ряд требований, позволяющих обеспечить их законность,
целесообразность.
- Законность правоприменительного
акта означает, что решение по делу принято в точном соответствии со смыслом и
содержанием правовых норм, в предусмотренном законом процессуальном порядке и в
пределах предоставленных правоприменителю полномочий.
- Обоснованность
правоприменительного акта означает, что решение, принятое по делу основывается
на всестороннем и точном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их
объективной оценки и непредвзятом отношении к заинтересованным лицам.
- Целесообразность
правоприменительного акта заключается в принятии решения, которое соответствует
обстоятельству дела, их сущности, правовой значимости и тем самым сообразуется
с принципом законности.
- Справедливость – означает не
только объективную оценку, но и предполагает и нравственное обоснование
принимаемых решений.
Требования к форме актов устанавливаются законом и подзаконными
актами. Письменные акты подписываются должностным лицом, их утвердившим, с
проставлением даты. Подпись должна быть разборчивой или расшифрованной. Если
акт написан от руки, текст должен быть разборчивым. В акте должно быть ясно существо
принятого решения.
Описат. и мотив, части могут быть совмещены в
одну часть. Если закон допускает издание немотивированного постановления (или
иного акта), оно состоит только из вводной и резолют. частей. Акт может состоять и из «голой» резолюции
на тексте какого-либо документа (напр., исполнительная надпись нотариуса).
Акты
применения права классифицируются:
• по издавшим их субъектам на:
- акты органов государственной власти
(например, постановление Государственной Думы о назначении Председателя
Центрального банка, указ Президента РФ о назначении федерального министра);
- акты органов государственного управления
(например, приказ о принятии на работу конкретного лица, приказ о
назначении на должность внутри организации);
- акты контрольно-надзорных органов,
инспекций (например, постановление налоговой инспекции о применении
определенных мер юридического
воздействия в отношении конкретного неплательщика налога - физического лица,
организации);
— акты судебных органов (приговор суда по конкретному-уголовному делу, решение суда по
гражданско-правовому делу);
- акты органов местного самоуправления
(например, постановление представительного органа муниципального образования об
утверждении конкретного лица на должность главы местной администрации);