47. Акты применения права их структура и требование предъявляемые к ним

По результатам правоприменения выносится акт применения права - официальный акт-документ компетентного органа, содержащий индивидуальное государственно-властное веление по применению права.

Акты применения права представляют собой официальные документы, которые издаются на основе норм права и определяют персональные права и обязанности конкрентных лиц. Все акты применения норм права издаются:

 в установленной форме; имеют точное наименование;  дату издания;  наименование органа, издавшего его;

подпись должностного лица.

Правоприменительный акт состоит из четырех частей: вводной, где указываются приведенные выше реквизиты и по какому делу принято решение; описательной, где излагаются факты, ставшие предметом рассмотрения правоприменительного органа; мотивировочной, содер­жащей оценку доказательств и юридически значимых фактов, юриди­ческую квалификацию дела и ссылки на соответствующие процессу­альные нормы; резолютивной, в которой формулируется конкретное решение, в том числе избирается в пределах закона мера юридической ответственности.

Однако в зависимости от характера регулирующего действия выделяют два действия правоприменительного акта: - исполнительный;  - правоохранительный. Устанавливают меру ответственности.

К правоприменительным актам применяется ряд требований, позволяющих обеспечить их законность, целесообразность.

- Законность правоприменительного акта означает, что решение по делу принято в точном соответствии со смыслом и содержанием правовых норм, в предусмотренном законом процессуальном порядке и в пределах предоставленных правоприменителю полномочий.

- Обоснованность правоприменительного акта означает, что решение, принятое по делу основывается на всестороннем и точном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их объективной оценки и непредвзятом отношении к заинтересованным лицам.

- Целесообразность правоприменительного акта заключается в принятии решения, которое соответствует обстоятельству дела, их сущности, правовой значимости и тем самым сообразуется с принципом законности.

- Справедливость – означает не только объективную оценку, но и предполагает и нравственное обоснование принимаемых решений.

Требования к форме актов уста­навливаются законом и подзаконными актами. Письменные акты подписываются должностным лицом, их утвердившим, с проставлением даты. Подпись должна быть разборчивой или расшифрованной. Если акт написан от руки, текст должен быть раз­борчивым. В акте должно быть ясно существо при­нятого решения.  

Описат. и мотив, части могут быть совме­щены в одну часть. Если закон допускает издание немотивированного постановления (или иного акта), оно состоит только из вводной и резолют. частей. Акт может состоять и из «голой» резолюции на текс­те какого-либо документа (напр., исполнительная надпись нотариуса).

Акты применения права классифицируются:

   по издавшим их субъектам на:

-    акты органов государственной власти (например, постановление Го­сударственной Думы о назначении Председателя Центрального бан­ка, указ Президента РФ о назначении федерального министра);

-    акты органов государственного управления (например, приказ о принятии на работу конкретного лица, приказ о назначении на должность внутри организации);

-    акты контрольно-надзорных органов, инспекций (например, по­становление налоговой инспекции о применении определенных мер юридического воздействия в отношении конкретного неплатель­щика налога - физического лица, организации);

    акты судебных органов (приговор суда по конкретному-уголовному делу, решение суда по гражданско-правовому делу);

-    акты органов местного самоуправления (например, постановление представительного органа муниципального образования об утверж­дении конкретного лица на должность главы местной администра­ции);

 

Hosted by uCoz