32.Взаимодействие и соотношение
внутригосударственного и международного права
В решении вопроса о характере
взаимосвязи и взаимодействия
международного и внутригосударственного
права исторически прослеживаются три различных подхода — дуалистический
и монистический в двух его взаимоисключающих вариантах.
Дуалистический
подход, оформившийся с течением
времени в одноименную концепцию, в качестве основного выдвигает тезис об
одновременном существовании и развитии двух взаимосвязанных между собой,
взаимозависимых и взаимодействующих друг с другом международной и национальной
правовых систем. Суть дуализма
заключается в том, что международное и внутригосударственное право
рассматриваются как два различных, относительно самостоятельных правопорядка. Дуалистическая
позиция в отношении характера взаимосвязи и взаимодействия международного и
национального права, разделяемая академическими кругами и официальными лицами
того или иного государства в прямой форме, как правило, не фиксировалась в
конституциях или текущем законодательстве этих государств. Но в конституционных
актах некоторых стран она явно прослеживается. Дуалистический подход не только
не отрицает, а, наоборот, предполагает взаимосвязь, взаимодействие и взаимное
влияние международного права и национальных правовых систем.
Внутригосударственное право
оказывает влияние на международное двумя основными
путями:
• материальное влияние - путем
предопределения сущности и содержания международного права (воздействие
внутригосударственного права на международное через опосредованную с помощью
составляющих его норм внутреннюю и внешнюю политику государства);
• процессуальное влияние - в силу
воздействия внутригосударственного права на процесс создания и реализации норм
международного права (через систему норм
национального права, опосредующих внутригосударственные
отношения, и проводимую внутри страны и за ее пределами политику государством
не только оказывается влияние на содержание принимаемых международно-правовых
актов, заключаемых договоров и соглашений, но и предопределяется порядок их
принятия и заключения, а вместе с тем и порядок их реализации).
В международно-правовом и во внутригосударственном
плане суть принципа уважения прав человека в конечном счете сводятся к тому, что все
государства, государственные органы и должностные (лица:
а) должны уважать основные права
и свободы как
своих граждан, так и всех других лиц, находящихся на территории данного государства;
б) принимать
меры
к их осуществлению и недопущению какой
бы то ни было дискриминации;
в) содействовать всеобщему
уважению прав и свобод человека и сотрудничеству в цепях их осуществления.
Наряду с
дуалистическим подходом к оценке (характера взаимоотношений международного
и национального права в
государственно-правовой практике (широко используется также монистический
подход. (Суть его состоит в отрицании
относительной самостоятельности систем международного и национального права и
нередко в рассмотрении их в качестве (интегрированных друг в друга и
составляющих некое [единое целое правовых систем.
Различают два варианта
монистической теории, которые не только противоречат друг другу, но и
взаимно qpyr друга исключают:
1) исходит из того, что в процессе взаимосвязи и
взаимодействия международного и национального права послед нее обладает
приоритетом в отношении первого.
Этот вариант монистической
теории, исходящий из примата национального права, имеет две разновидности:
• идея о
приоритете национального права
над международным, рассматривают
международное право как неотъемлемую часть
национального права (напр.
первоначально Англия и США).
• международное право
расценивается как нечто несовместимое с национальным правом, а в некоторых
отношениях даже чуждое ему (до 2 Мировой войны -Япония,
СССР).
2) приоритет международного права
над национальным.