32.Взаимодействие и соотношение внутригосударственного и международного права

В решении вопроса о характере взаимосвязи и взаимодействия               международного и внутригосударственного права исторически прослежи­ваются три различных подхода — дуалистический и монистический в двух его взаимоисключающих вариантах.

Дуалистический подход, оформившийся с течением времени в одноименную концепцию, в качестве основного выдвигает тезис об одновременном существовании и развитии двух взаимосвязанных между собой, взаимозависимых и взаимодействующих друг с другом международной и национальной правовых систем. Суть дуализма заключается в том, что международное и внутригосударственное право рассматриваются как два различных, относительно самостоятельных правопорядка. Дуалистическая позиция в отношении характера взаимосвязи и взаимодействия международного и национального права, разделяемая академическими кругами и официальными лицами того или иного госу­дарства в прямой форме, как правило, не фиксировалась в конституциях или текущем законодательстве этих государств. Но в конституционных актах некоторых стран она явно прослеживается. Дуалистический подход не только не отрицает, а, наоборот, предполагает взаимосвязь, взаимодействие и взаимное влияние международного права и национальных правовых систем.

Внутригосударственное право оказывает влияние на международное двумя основными путями:

  материальное влияние - путем предопределения сущности и содержания международного права (воздействие внутригосударственного права на международное через опосредованную с помощью составляющих его норм внутреннюю и внешнюю поли­тику государства);

  процессуальное влияние - в силу воздействия внутригосударственного права на процесс создания и реализации норм международного права (через систему норм    национального    права,    опосредующих внутригосударственные отношения, и проводимую внутри страны и за ее пределами политику государством не только оказывается влияние на содержание принимаемых международно-правовых актов, заключаемых договоров и соглашений, но и предопределяется порядок их принятия и заключения, а вместе с тем и порядок их реализации).

В         международно-правовом          и           во внутригосударственном плане суть принципа уважения  прав человека в конечном счете сводятся к тому, что все государства, государственные органы и должностные (лица:

а) должны уважать основные права и свободы как  своих граждан, так и всех других лиц, находящихся на  территории данного государства;

б)   принимать   меры   к  их   осуществлению   и недопущению какой бы то ни было дискриминации;

в) содействовать всеобщему уважению прав и свобод человека и сотрудничеству в цепях их осуществления.

Наряду с дуалистическим подходом к оценке (характера взаимоотношений международного и  национального права в государственно-правовой практике (широко используется также монистический подход. (Суть его состоит в отрицании относительной самостоятельности систем международного и национального права и нередко в рассмотрении их в качестве (интегрированных друг в друга и составляющих некое [единое целое правовых систем.

Различают два варианта монистической теории, которые не только противоречат друг другу, но и взаимно qpyr друга исключают:

1)  исходит из того, что в процессе взаимосвязи и взаимодействия международного и национального права послед нее обладает приоритетом в отношении первого.

Этот вариант монистической теории, исходящий из примата национального права, имеет две разновидности:

• идея  о  приоритете  национального  права  над международным, рассматривают международное право как неотъемлемую часть национального права (напр.

первоначально Англия и США).

• международное право расценивается как нечто несовместимое с национальным правом, а в некоторых отношениях даже чуждое ему (до 2 Мировой войны пония, СССР).

2) приоритет международного права над национальным.

Hosted by uCoz