16. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации и его полномочия

 

Основы статуса Президента РФ закреплены в ст. 80 Конституции РФ. Президент является главой государства, лицом, воплощающим собой представление о данном гocyдарстве, как во внутренних делах государства, так и в международных отношениях.  Его можно назвать символом   государства и официальным представителем всего народа,  

Президент рф является гарантом Конституции РФ. Он    контролирует соблюдение конституционных норм всеми opганами государства. Он накладывает вето на законы, не соответствующие Конституции, приостанавливает действие актов   органов исполнительной власти субъектов РФ. Он наделен правом отменять распоряжения и постановления Правительства РФ. Президент РФ вправе направлять в Конституционный Суд РФ запросы о конституционности различных нормативно-правовых актов и обращаться в Конституционный Суд    РФ по вопросам толкований Конституции                                   

  На Президента РФ возложена функция гаранта прав и  свобод человека и гражданина Эту функцию он реализует в   своей личной деятельности, изданием указов и внесением в   

Государственную Думу законопроектов в порядке законодательной инициативы. Указы и законы могут быть направлены    на защиту правового положения личности в целом или регулировать статус отдельных групп населения: пенсионеров,    военнослужащих и других групп населения, нуждающихся в защите со стороны государства. При Президенте РФ действует Комиссия по правам человека.   Президент РФ призван принимать необходимые меры по    охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. Защита суверенитета, независимости,   безопасности и целостности является прямой обязанностью Президента РФ, названной в присяге, которую он приносит при вступлении в должность.             

Важнейшая задача Президента РФ — обеспече­ние согласованного функционирования и взаимо­действия органов государственной власти. Прези­дент РФ располагает конкретными средствами для разреше­ния конфликтов и разногласий между государственными органами. Одним из эффективных и часто используемых на практике средств являются согласительные процедуры, кото­рые дают возможности урегулирования отношений между различными органами государственной власти.

Президент РФ определяет основные направления внут­ренней и внешней политики государства, которые опреде­ляются в ежегодном послании Президента РФ Федерально­му Собранию РФ. Реализация этих основных направлений политики, проведение их в жизнь является правом и обязан­ностью уполномоченных органов законодательной и испол­нительной власти.

Наконец, Президент РФ как глава государства представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Он вправе признать от имени своего государства текст междуна­родного договора или дать согласие государства на обязатель­ность для него договора. Президенту РФ предоставляется воз­можность активно влиять на внешнюю политику и проводить в жизнь им самим определенные политические установки.

В Указе Президента РФ от 27 июля 1999 г. определен сим­вол президентской власти — Знак Президента РФ. представ­ляющий собой равноконечный крест с расширяющимися кон­цами. Президент РФ также имеет право на штандарт (флаг), оригинал которого находится у него в служебном кабинете в резиденции в г. Москве, а дубликат поднимается над резиден­циями Президента РФ во время его пребывания в них, подни­мается на транспортных средствах Президента РФ.

Президент РФ обладает неприкосновенностью (ст. 91 Конституции РФ). Никто не имеет права применить против него физическое или психическое насилие, задержать его, обыскать, арестовать, допросить, привлечь к любому виду ответственности, принудительно доставить его в суд в каче­стве свидетеля.                               

 

 ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ

1. Подписание и обнародование ФКЗ и ФЗ.

2. Издание указов и распоряжений.

3. Отмена актов Правительства РФ и федеральных ор­ганов исполнительной власти, а также приостанов­ление действия актов органов исполнительной влас­ти субъектов РФ (до судебного решения вопроса).

4. Введение, в случае необходимости, режимов во­енного и чрезвычайного положения.

5. Для обеспечения согласованного функционирова­ния и взаимодействия органов государственной власти использование соответствующих согласи­тельных процедур, Президент РФ вправе передать спор на рассмотрение соответствующего суда.

6. Осуществление функций Верховного главноко­мандующего Вооруженными Силами РФ, назна­чение на должности и освобождение от долж­ностей высшего командования Вооруженных Сил РФ, руководство силовыми ведомствами (Мини­стерство обороны РФ и др.), формирование и ру­ководство Советом Безопасности РФ.

7.  Выступление с ежегодным посланием к Феде­ральному Собранию РФ.

8.  Назначение выборов в Государственную Думу.

9.  Роспуск Росударственной Думы (после трехкратно­го отклонения Государственной Думой представ­ленных Президентом РФ кандидатур на пост Пред­седателя Правительства РФ, если Государственная Дума дважды выразит недоверие Правительству в течение 3 месяцев, либо выразит недоверие Пра­вительству РФ, если такой вопрос будет постав­лен Председателем Правительства РФ).

10.  Назначение федерального референдума.

11,  Назначение 5 членов Центральной избирательной комиссии РФ.

т2. Назначение Председателя Правительства РФ, может председательствовать на заседаниях Пра­вительства РФ, по предложению Председателя Правительства РФ назначение на должности и освобождение от должностей заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Президент РФ вправе принять реше­ние об отставке Правительства РФ в целом.

13. Представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, назначение судей других федеральных судов.

14. Представление Государственной Думе кандидату­ры для назначения на должность Председателя ЦБ РФ, поднятие перед Государственной Думой вопроса об освобождении его от должности; представление Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального про­курора РФ, поднятие перед Советом Федерации вопроса об освобождении его от должности.

15. Формирование Администрации Президента РФ, направление полномочных представителей Прези­дента РФ.

16.  Осуществление руководства внешней политикой, от имени РФ ведение международных перегово­ров, подписание международных договоров РФ, назначение и отзыв чрезвычайных и полномочных послов и иных дипломатических представителей России в иностранных государствах и междуна­родных организациях.

17. Решение вопросов гражданства РФ и предостав­ления лицам политического убежища в РФ.

18. Награждение государственными наградами РФ, присвоение почетных званий РФ, высших воинских и высших специальных званий.

19. Осуществление помилования.

Hosted by uCoz