15. Понятие
государственного органа, его основные признаки и характеристика
Государственный орган — это составная часть механизма государства, которая имеет
собственную структуру, определенные законом полномочия властного характера по
управлению конкретной сферой общественной жизни и тесно взаимодействует с
другими элементами государственного механизма, образующими единое целое.
Признаки государственных
органов:
а) образуются в законодательном
порядке, который определяет их компетенцию;
б) являются самостоятельными
элементами государственного аппарата;
в) взаимодействуют между собой.
Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является
обеспечение нормального
функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана
внешней безопасности и территориальной целостности государства.
Разновидностью государственного
органа является орган государственной власти, образуемый и функционирующий на
основе принципа разделения властей. Орган государственной власти — это
созданная в установленном законодательством порядке структура, наделенная
государственно-властными полномочиями по установленному кругу предметов
ведения. Следует отметить, что государственно-властными полномочиями наделены
не все государственные органы (например, Счетная палата РФ, Администрация
Президента РФ и др.). Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть в
России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и
суды РФ.
Признаки органа
государственной власти:
а) создается и действует от имени государства —
РФ или ее субъекта;
б) действует на основе законов и
других нормативных правовых актов;
в) выполняет свойственные только
ему задачи и функции;
г) обладает собственной компетенцией;
д) характеризуется организационной
обособленностью и самостоятельностью;
е) наделен властными полномочиями
(его решения принимаются от имени государства, носят обязательный для всех
характер).
Рассмотрим признаки, отличающие государственный орган от
иных организаций.
1.
Государственно-распорядительный порядок
образования, реорганизации, ликвидации. Государственные органы образуются не
путем добровольного волеизъявления учредителей (пайщиков, акционеров, членов
общественной организации), а по воле государства - на основе распоряжения
вышестоящего органа.
2.
Государственные органы занимают строго
определенное место в управленческой иерархии. Каждый из них, с одной стороны,
подотчетен и подконтролен вышестоящему органу, а с другой - контролирует
нижестоящие государственные органы.
3.
Государственные органы действуют от имени
государства и в публичных интересах. Их деятельность носит некоммерческий
характер, направлена не на получение дохода (прибыли) или иных частных выгод, а
на реализацию общего блага.
4.
Государственные органы наделяются компетенцией.
Компетенция государственного органа - это совокупность государственно-властных
полномочий по определенным предметам ведения. Полномочия государственного
органа - это права и обязанности органа, основанные на властно-принудительных
возможностях государства. Государственные органы вправе издавать обязательные
нормативные и индивидуально-правовые акты, требовать их исполнения,
контролировать, применять меры принуждения. Предметы ведения
(подведомственность) государственного органа - это круг вопросов, субъектов,
территорий, в отношении которых государственный орган вправе осуществлять
властные полномочия.
5.
Каждый орган имеет внутреннюю организационную
структуру, то есть состоит из структурных подразделений, а также штатное
расписание - перечень должностей, распределение функции и обязанностей между
чиновниками, должностные оклады. Для выполнения публичных задач и функций
государственные органы наделяются материально-техническими средствами,
финансируются из бюджета.
Виды государственных органов:
· Исполнительные, законодательные, судебные органы.
· Федеральные, региональные, местные органы.
· Органы общей и специальной компетенции.
Деятельность органов общей компетенции носит универсальный
характер. Они отвечают за состояние территории в целом. Это - президент,
правительство, парламент, представительные и исполнительные органы
регионального, местного уровня. Органы специальной компетенции наделены
компетенцией в узкой сфере государственного управления. Это, например,
Конституционный суд, таможенные органы, Центральный банк, различного рода
министерства и ведомства.
Единоначальные и
коллегиальные органы. Основой для разделения здесь выступает процедура
принятия управленческих решений. Примеры коллегиальных органов - парламент,
Конституционный суд, избирательная комиссия. Единоначальные
органы - министерство, пенсионный фонд, местная администрация.