15. Понятие государственного органа, его основные признаки и характеристика

 

Государственный орган — это составная часть механизма государства, которая имеет собствен­ную структуру, определенные законом полномочия властного характера по управлению конкретной сферой общественной жизни и тесно взаимодейст­вует с другими элементами государственного ме­ханизма, образующими единое целое.

 

Признаки государственных органов:

а) образуются в законодательном порядке, кото­рый определяет их компетенцию;

б) являются самостоятельными элементами го­сударственного аппарата;

в) взаимодействуют между собой. Они образу­ют единый социальный организм, главной задачей которого   является   обеспечение   нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безо­пасности и территориальной целостности госу­дарства.

Разновидностью государственного органа является орган государственной вла­сти, образуемый и функционирующий на основе принципа разделения властей. Орган государст­венной власти — это созданная в установленном законодательством порядке структура, наделенная государственно-властными полномочиями по уста­новленному кругу предметов ведения. Следует от­метить, что государственно-властными полномо­чиями наделены не все государственные органы (например, Счетная палата РФ, Администрация Президента РФ и др.). Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть в России осуществля­ют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Пра­вительство РФ и суды РФ.

Признаки органа государственной власти:

а)  создается и действует от имени государст­ва — РФ или ее субъекта;

б) действует на основе законов и других норма­тивных правовых актов;

в) выполняет свойственные только ему задачи и функции;

г)  обладает собственной  компетенцией;

д)  характеризуется организационной обособ­ленностью и самостоятельностью;

е) наделен властными полномочиями (его реше­ния принимаются от имени государства, носят обя­зательный для всех характер).

 

Рассмотрим признаки, отличающие государственный орган от иных организаций.

1.      Государственно-распорядительный порядок образования, реорганизации, ликвидации. Государственные органы образуются не путем добровольного волеизъявления учредителей (пайщиков, акционеров, членов общественной организации), а по воле государства - на основе распоряжения вышестоящего органа.

2.      Государственные органы занимают строго определенное место в управленческой иерархии. Каждый из них, с одной стороны, подотчетен и подконтролен вышестоящему органу, а с другой - контролирует нижестоящие государственные органы.

3.      Государственные органы действуют от имени государства и в публичных интересах. Их деятельность носит некоммерческий характер, направлена не на получение дохода (прибыли) или иных частных выгод, а на реализацию общего блага.

4.      Государственные органы наделяются компетенцией. Компетенция государственного органа - это совокупность государственно-властных полномочий по определенным предметам ведения. Полномочия государственного органа - это права и обязанности органа, основанные на властно-принудительных возможностях государства. Государственные органы вправе издавать обязательные нормативные и индивидуально-правовые акты, требовать их исполнения, контролировать, применять меры принуждения. Предметы ведения (подведомственность) государственного органа - это круг вопросов, субъектов, территорий, в отношении которых государственный орган вправе осуществлять властные полномочия.

5.      Каждый орган имеет внутреннюю организационную структуру, то есть состоит из структурных подразделений, а также штатное расписание - перечень должностей, распределение функции и обязанностей между чиновниками, должностные оклады. Для выполнения публичных задач и функций государственные органы наделяются материально-техническими средствами, финансируются из бюджета.

Виды государственных органов:

· Исполнительные, законодательные, судебные органы.

· Федеральные, региональные, местные органы.

· Органы общей и специальной компетенции.

Деятельность органов общей компетенции носит универсальный характер. Они отвечают за состояние территории в целом. Это - президент, правительство, парламент, представительные и исполнительные органы регионального, местного уровня. Органы специальной компетенции наделены компетенцией в узкой сфере государственного управления. Это, например, Конституционный суд, таможенные органы, Центральный банк, различного рода министерства и ведомства.

Единоначальные и коллегиальные органы. Основой для разделения здесь выступает процедура принятия управленческих решений. Примеры коллегиальных органов - парламент, Конституционный суд, избирательная комиссия. Единоначальные органы - министерство, пенсионный фонд, местная администрация.

 

Hosted by uCoz