11. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации

 

Конституционный статус субъектов РФ опреде­ляется ст. 5 и 66 Конституции РФ, конституцией (уставом) соответствующего субъекта РФ. Все субъ­екты РФ поименованы в ч, 1 ст. 65 Конституции РФ.

Конституционно-правовой статус субъектов  Федерации  устанавливается  в
первую очередь Конституцией России, а также другими правовыми  актами.  Так,
республики принимают свои конституции и законы, другие субъекты Федерации  
уставы  и  законы.   Ряд   прав   субъектов   вытекает   из   Декларации   о
государственном суверенитете РСФСР, федеративного договора  о  разграничении
предметов ведения и полномочий(1992г.),  договоров  Российской  Федерации  с
отдельными  субъектами  Федерации  о  разграничении  предметов   ведения   и
полномочий. Таких договоров уже более двадцати.
    По  своему  содержанию  договоры  в  целом  однотипны,  многое  в   них
фактически  повторяет  основания  разграничения  между   федерацией   и   ее

субъектами,  содержащие  в  Конституции  РФ.

Субъекты РФ - республики, края, области, горо­да федерального значения, автономные округа и ав­тономная область - равноправны. Республики впра­ве устанавливать для граждан РФ, постоянно прожи­вающих на территории соответствующей республики, дополнительно гражданство данной республики. Рес­публики вправе, в дополнение к государственному языку РФ, вводить свой государственный язык (на нем, в частности, может, наряду с государствен­ным языком РФ, осуществляться судопроизводство в некоторых судах, расположенных на территории соответствующей республики).

Система федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ образует единую систему, основывающуюся на конституционном принципе разграничения предметов ведения и полномочий между ними (ч. 3 ст. 11 Кон­ституции РФ),

Конституция РФ признает самостоятельность  субъектов РФ в определении ими своей системы    органов государственной власти, которая не должна, однако, противоречить основам конституционного строя РФ, а также общим принципам организации представительных и исполнительных органов    государственной    власти,    установленным  федеральным законом.

Конституция РФ провозглашает равноправие всех субъектов РФ во взаимоотношениях с феде­ральными органами государственной власти (ч. 4 ст. 5 Конституции РФ).

Изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ производится на основании федераль­ного конституционного закона, по взаимному согла­сию РФ и соответствующего субъекта РФ.

Каждый субъект РФ имеет свою территорию, гра­ницы которой могут изменяться Советом Федерации с согласия соответствующего субъекта РФ.

Правовой статус каждого субъекта РФ определяется Конституцией РФ и их уставами (в республи­ках — конституциями). Согласно ч. 2 ст. 5 Конституции РФ республика является государством; края, v области, федеральные города являются не государствами, а государственными образова­ниями, созданными по территориальному принципу.

Автономная область и автономные округа — го­сударственные образования, в основе формирова­ния которых лежит национально-территориальный принцип, и, таким образом, они являются нацио­нально-территориальными образованиями.

Конституционный статус субъектов РФ характе-

— наличие устава и собственного законодатель­ства;

— самостоятельно устанавливаемая в соответ­ствии с Конституцией РФ и федеральными закона­ми система органов государственной власти;

— наличие территории, которая может быть изме­нена только с взаимного согласия органов государст­венной власти и соответствующих субъектов РФ.

На конституционном статусе субъекта РФ сказы­ваются два обстоятельства:

   признание государственного суверенитета исключительно за РФ;

  отсутствие как у республик, так и у других субъектов РФ права выхода из ее состава.

Субъекты РФ участвуют в решении общефедераль­ных вопросов - органы государственной власти субъектов РФ направляют своих представителей в Совет Федерации, обладают правом законодательной инициативы и правом запроса в Конституционный Суд РФ, одобряют конституционные поправки и пр.

Основные вопросы статуса субъектов РФ урегу­лированы Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организа­ции законодательных (представительных) и испол­нительных органов государственной власти субъ­ектов Российской Федерации».

Такое решение проблемы разграничения  предметов  ведения  оставляет  за
субъектами федерации полномочия по  широкому  кругу  вопросов.  Если  вопрос
относится  к совместному ведению, то законы и иные  правовые  акты  издаются
субъектами федерации в соответствии с федеральным законом по этому  вопросу.
Если же тот или иной вопрос  входит  в  исключительную  компетенцию  органов
власти  субъекта   федерации,   то   республики,   края,   области,   города
федерального  значения  и  автономии   осуществляют   собственное   правовое
регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
    При этом Конституция предоставляет субъектам федерации важную гарантию.
Поскольку их законы и нормативные акты,  изданные  по  вопросам  совместного
ведения, должны соответствовать федеральным законам и в случае  противоречия
действует федеральный закон, то при противоречии такого же рода по  вопросам
исключительного ведения субъектов федерации приоритет отдается их законам  и
нормативным актам. Следовательно, федеральный закон не  может  вторгаться  в
сферу исключительного ведения субъектов РФ.
Законы  по  вопросам  исключительного  ведения  принимаются  субъектами
федерации  самостоятельно,  а  по   вопросам   совместного   ведения   -   в
соответствии с федеральным законом. Но  обычно  в  федерациях  (например,  в
ФРГ) субъекты могут принимать законы в области совместной компетенции,  если
федеральные органы не используют свое право  принятия  федерального  закона.
Аналогичный  порядок  признан  конституционным  и  в  Российской   Федерации
(постановлением Конституционного Суда РФ от 1февраля 1996гю  по  «читинскому
делу»):  отсутствие  соответствующего  федерального   закона   по   вопросам
совместного ведения само по себе не препятствует субъекту федерации  принять
собственный нормативный акт,  но  после  издания  федерального  закона  этот
опережающий акт (субъекта Федерации) должен быть приведен в  соответствие  с
ним.
Субъекты    Федерации    вправе    осуществлять     международные     и

внешнеэкономические  связи.

Hosted by uCoz