11.
Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
Конституционный статус
субъектов РФ определяется ст. 5 и 66
Конституции РФ, конституцией (уставом) соответствующего субъекта РФ. Все субъекты
РФ поименованы в ч, 1 ст. 65 Конституции РФ.
Конституционно-правовой статус субъектов Федерации устанавливается в
первую очередь Конституцией России, а также другими правовыми актами. Так,
республики принимают свои конституции и законы, другие субъекты Федерации –
уставы и законы. Ряд прав субъектов вытекает из Декларации о
государственном суверенитете РСФСР, федеративного договора о разграничении
предметов ведения и полномочий(1992г.), договоров Российской Федерации с
отдельными субъектами Федерации о разграничении предметов ведения и
полномочий. Таких договоров уже более двадцати.
По своему содержанию договоры в целом однотипны, многое в них
фактически повторяет основания разграничения между федерацией и ее
субъектами,
содержащие в Конституции
РФ.
Субъекты РФ - республики, края, области, города федерального значения,
автономные округа и автономная область - равноправны. Республики вправе
устанавливать для граждан РФ, постоянно проживающих на территории
соответствующей республики, дополнительно гражданство данной республики. Республики
вправе, в дополнение к государственному языку РФ, вводить свой государственный
язык (на нем, в частности, может, наряду с государственным языком РФ,
осуществляться судопроизводство в некоторых судах, расположенных на территории
соответствующей республики).
Система федеральных органов
государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ образует
единую систему, основывающуюся на конституционном принципе разграничения
предметов ведения и полномочий между ними (ч. 3 ст. 11 Конституции РФ),
Конституция РФ признает
самостоятельность субъектов РФ в
определении ими своей системы органов
государственной власти, которая не должна, однако, противоречить основам конституционного
строя РФ, а также общим принципам организации представительных и исполнительных
органов государственной власти,
установленным федеральным
законом.
Конституция РФ провозглашает
равноправие всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами
государственной власти (ч. 4 ст. 5 Конституции РФ).
Изменение
конституционно-правового статуса субъекта РФ производится на основании федерального
конституционного закона, по взаимному согласию РФ и соответствующего субъекта
РФ.
Каждый субъект РФ имеет свою
территорию, границы которой могут изменяться Советом Федерации с согласия
соответствующего субъекта РФ.
Правовой статус каждого субъекта
РФ определяется Конституцией РФ и их уставами (в республиках — конституциями).
Согласно ч. 2 ст. 5 Конституции РФ республика является государством; края, v области, федеральные города являются не государствами, а
государственными образованиями, созданными по территориальному принципу.
Автономная область и автономные
округа — государственные образования, в основе формирования которых лежит
национально-территориальный принцип, и, таким образом, они являются национально-территориальными
образованиями.
Конституционный статус
субъектов РФ характе-
— наличие устава и собственного
законодательства;
— самостоятельно устанавливаемая
в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами система органов
государственной власти;
— наличие территории, которая
может быть изменена только с взаимного согласия органов государственной
власти и соответствующих субъектов РФ.
На конституционном статусе
субъекта РФ сказываются два обстоятельства:
— признание государственного суверенитета
исключительно за РФ;
—
отсутствие как у республик, так и у других
субъектов РФ права выхода из ее состава.
Субъекты РФ участвуют в решении
общефедеральных вопросов - органы государственной власти субъектов РФ
направляют своих представителей в Совет Федерации, обладают правом
законодательной инициативы и правом запроса в Конституционный Суд РФ, одобряют
конституционные поправки и пр.
Основные вопросы статуса субъектов
РФ урегулированы Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Такое решение проблемы разграничения предметов ведения оставляет за
субъектами федерации полномочия по широкому кругу вопросов. Если вопрос
относится к совместному ведению, то законы и иные правовые акты издаются
субъектами федерации в соответствии с федеральным законом по этому вопросу.
Если же тот или иной вопрос входит в исключительную компетенцию органов
власти субъекта федерации, то республики, края, области, города
федерального значения и автономии осуществляют собственное правовое
регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
При этом Конституция предоставляет субъектам федерации важную гарантию.
Поскольку их законы и нормативные акты, изданные по вопросам совместного
ведения, должны соответствовать федеральным законам и в случае противоречия
действует федеральный закон, то при противоречии такого же рода по вопросам
исключительного ведения субъектов федерации приоритет отдается их законам и
нормативным актам. Следовательно, федеральный закон не может вторгаться в
сферу исключительного ведения субъектов РФ.
Законы по вопросам исключительного ведения принимаются субъектами
федерации самостоятельно, а по вопросам совместного ведения - в
соответствии с федеральным законом. Но обычно в федерациях (например, в
ФРГ) субъекты могут принимать законы в области совместной компетенции, если
федеральные органы не используют свое право принятия федерального закона.
Аналогичный порядок признан конституционным и в Российской Федерации
(постановлением Конституционного Суда РФ от 1февраля 1996гю по «читинскому
делу»): отсутствие соответствующего федерального закона по вопросам
совместного ведения само по себе не препятствует субъекту федерации принять
собственный нормативный акт, но после издания федерального закона этот
опережающий акт (субъекта Федерации) должен быть приведен в соответствие с
ним.
Субъекты Федерации вправе осуществлять международные и
внешнеэкономические
связи.